Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат «Преодоление» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского
округа Самара»

Самара, ул. Мориса Тореза, д. 45,
тел. (факс) 260-34-27

Sodeystvie 

Воспитательный процесс

Тренинги «Я и общество»

План работы Совета профилактики школы-интерната «Преодоление» на 2018-2019 учебный год

Положение о совете по профилактике правонарущений и безнадзорности среди несовершеннолетних

План совместных мероприятий ГБОУ школы-интерната Преодоление и ОПДН

Гимн школы

Анализ воспитательной работы за 2017– 2018 учебный год

Анализ воспитательной работы за 2016– 2017 учебный год

Комплексно-целевая программа «Здравствуйте»

Организация дополнительного образования В ГБОУ школе-интернате «Преодоление» 2017-2018

Комплексно-целевая программа гражданско-патриотического воспитания

Система воспитательной работы ГБОУ школы-интерната «Преодоление» г.о.Самара

Воспитательная система коррекционной школы-интерната особая система, которая отличается от воспитательной системы обычных школ. Это объясняется круглосуточным пребыванием воспитанников в ее стенах, поэтому воспитательный процесс занимает большую часть их времени. В интернате создано реабилитационное пространство, включающее в себя комплексную инфраструктуру учреждения, квалифицированные кадры, владеющие специальными методиками и технологиями коррекционного воспитания.

Ядром воспитательной системы является школьный коллектив, представляющий единство педагогического и ученического коллективов. Педагоги и дети – это субъекты воспитательной системы. Они конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Создание, развитие системы и сплочение коллектива — два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

Реабилитация воспитанников возможна только при создании специального реабилитационного пространства (коррекционно-воспитывающей среды). Вместе педагоги, учащиеся, родители и социальное окружение школы создают воспитательную среду образовательного учреждения. Поэтому наша школа – интернат особое внимание уделяет вопросу организации сотрудничества с социумом. Приложение.

Компоненты воспитательной системы школы-интерната

1. Индивидуально-групповой компонент — это общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы (заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, учащиеся школы, педагоги, родители).

2. Ценностно-ориентационный — цели и задачи воспитания, перспективы жизнедеятельности школьного сообщества, принципы построения воспитательной системы.

3. Функционально-деятельностный — это компонент, который складывается из таких элементов как системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности, основные функции воспитательной системы, педагогическое обеспечение и самоуправлений жизнедеятельности школьного сообщества.

4. Пространственно-временной — эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда школьного коллектива, его связи и отношения с другими общностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве школы в целом.

5. Диагностико-аналитический компонент включает в себя критерии, показатели, формы, способы изучения и оценки эффективности функционирования воспитательной системы.

Принципы воспитания

Принцип субъектности задаёт диалогический характер воспитания, так как взаимодействие с педагогом способствует осознанию ребёнком себя как субъекта в каждый момент жизни. Становление ребёнка субъектом — это не момент воспитания, а суть его. Субъектные позиции педагога и воспитанников, их самостоятельность в постановке целей, выборе содержания и способов осуществления своей деятельности необходимы для компетентного, личностно значимого и активного участия педагогов и детей в целостном педагогическом процессе.

Принцип принятия ребёнка как данности, таким, какой он есть, задаёт этический характер воспитания, это щадящее и гуманное отношение к истории жизни ребёнка и к данному уровню его развития. Учитывая и развивая индивидуальные особенности школьников, педагог выходит на безусловное уважение личности ребёнка: уважение независимо от социального престижа, роли и социального положения родителей.

Принцип ценностных ориентаций. Они задают смысл и содержание жизни человека. Принцип предполагает ориентацию на национальные базовые ценности.

Принцип сотрудничества раскрывается через веру в силы ребёнка, когда со стороны педагогов создаётся ситуация выбора, самостоятельности в принятии решений и через наполнение содержания целостного педагогического процесса решением нравственно-этических и жизненно-смысловых проблем.

Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Учитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип системности. Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы-интерната возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.

Цели и задачи воспитательной системы школы

Цель воспитательной системы школы-интерната: создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность социально адаптированногочеловека, приспособленного к современным требованиям общества.

Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребёнка, вхождение его в мир культуры со знанием истории, традиций своего народа.

2. Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.

3. Межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

4. Освоение и использование в педагогической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учётом принципов гуманистической педагогики.

5. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей трудовой культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.

6. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств.

7. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.

Воспитатели и классные руководители используют в работе педагогические технологии:

  • Педагогику сотрудничества (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и воспитания.
  • Личностно-ориентированного развивающего обучения (И.Е. Якиманская);
  • Технологию коллективных творческих дел (И.П.Иванов). Это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов:

– идея включения детей в улучшение окружающего мира;
– идея соучастия детей в воспитательном процессе;
– коллективно-деятельностный подход к воспитанию;
– комплексный подход к воспитанию;
– личностный подход, одобрение социального роста детей.

  • Игровые технологии (С.А. Шмаков);
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технологию диагностики и развития психических процессов (Г.А.Карпова);
  • Технологию оказания психологической помощи (Р.В.Овчарова).
  • Технологию проектной деятельности (метод проектов). В ее основе лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
  • Технологию нестандартных воспитательных часов и классных часов, котрая предусматривает использование активных форм:
    • экскурсии;
    • встречи с интересными людьми;
    • дискуссии;
    • интеллектуальные игры;
    • практикумы;
    • тренинговые занятия;
    • моделирование ситуаций;
    • ролевые игры и др.

В работе с учащимися используются коррекционно-развивающие методы и приемы:

  • создание доброжелательного, эмоционального комфорта;
  • ситуация успеха;
  • занимательность, новизна;
  • алгоритм действий;
  • авансирование успеха;
  • педагогическая поддержка и др.

Воспитательная работа в школе ведётся по шести основным традиционным направлениям:

1. Познавательное развитие.

2. Социальное развитие

  • Гражданско-патриотическая деятельность
  • Духовно-нравственная деятельность
  • Экологическая и природоохранная деятельность.

3. Здоровье и физическое развитие. Безопасность жизнедеятельности.

4. Эстетическое развитие.

5. Профориентационная и трудовая деятельность.

6. Организация работы органов ученическогосоуправления.

7. Профилактика правонарушений.

8. Работа с родителями.

Познавательное развитие

Задачи воспитания

  • Выявление и развитие природных задатков и способностей учащихся.
  • Реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.

Социальное развитие

Задачи воспитания

Гражданско-патриотическая деятельность

  • Формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отчеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.
  • Формирование правовой культуры, гражданской и правовой направленoсти личности, активной жизненной позиции, готовности к служению своем, народу и выполнению конституционного долга.

Духовно-нравственная деятельность

Задачи воспитания

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.
  • Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
  • Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании.
  • Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда, детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.
  • Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким.
  • Приобщение к православным духовным ценностям.
  • Формирование потребности в освоении и сохранении ценностей семьи.

Экологическая и природоохранная деятельность

Задачи воспитания

  • Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
  • Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности, осуществление действенной заботы об окружающей среде.

Здоровье и физическое развитие. Безопасность жизнедеятельности

Задачи воспитания

  • Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально-адаптированной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентациями.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.
  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
  • Формирование основ обеспечения безопасности жизнедеятельности через различные формы воспитывающей деятельности.
  • Совершенствование форм и методов пропаганды правил безопасности жизнедеятельности.
  • Обучение учащихся, и выработка практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.
  • Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

Эстетическое развитие

Задачи воспитания

  • Воспитание духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей.
  • Формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации.
  • Сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций.
  • Развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств.
  • Формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.

Профориентационная и трудовая деятельность.

Задачи воспитания

  • Воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях.
  • Развитие навыков самообслуживания.
  • Воспитание ответственности за порученное дело.
  • Формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
  • Содействие профессиональному самоопределению выпускника, подготовка его к осознанному выбору профессии.

Организация работы органов ученическогосоуправления.

 

Задачи воспитания

  • Содействовать развитию инициативы, творчества, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование управленческих умений и навыков.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Укрепление школьных традиций.

Подпрограммы, реализуемые в рамках данных воспитательных направлениях

  • Подпрограммы духовно-нравственного воспитания «Азбука общения и поведения» (1-4 классы), «Семейная азбука» (5 класс), «Я в мире…мир во мне» (6-9 классы) с 2010 г.
  • Подпрограмма патриотического воспитания «Мы — патриоты» с 2010 г.
  • Подпрограммы «Азбука здоровья и физического воспитания», с 2009 г., «Здравствуйте» (1-4 классы) с 2008 г., «Азбука здоровья» (5-9 классы) с 2010 г., «Разговор о правильном питании» с 2011 г.
  • Подпрограмма взаимодействия с родителями по здоровье сбережению «С+Ш» с 2012 г.
  • Подпрограмма по профилактике правонарушений и преступлений «Стать человеком» с 2012 г.

Календарно-тематический план воспитательной работы на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематический план воспитательной работы на 2017-2018 учебный год

Комплексно-целевая программа по формированию культуры питания

Комплексно-целевая программа воспитания «Азбука здоровья»

Комплексно-целевая программа духовно-нравственного воспитания

Социальная служба ГБОУ школы-интерната «Преодоление» г.о.Самара

Комплексно-целевая программа по профилактике правонарушений и преступлений «Стать человеком»

Печать E-mail